Намеченная на начало июня подготовка к слиянию Groupe Renault и Fiat Chrysler Automobiles была сорвана из-за нерасторопности французского Минфина. Правительству принадлежат 15% акций Renault с правом голоса, благодаря чему оно является главным акционером и весьма активно участвует в судьбе национального автопроизводителя. Исходные параметры сделки между FCA и Renault практически не учитывали интересы компании Nissan, с которой Renault с начала века состоит в альянсе. Согласно текущей конфигурации альянса, Renault принадлежит 43,4% акций Ниссана, а в распоряжении Ниссана всего 15% акций Renault без права голоса. Такая асимметричность была обусловлена бедственным положением Ниссана на момент формирования альянса, но потом, когда Nissan встал на ноги под руководством талантливого менеджера Карлоса Гона, совет директоров японской фирмы посчитал, что альянс нуждается в реструктуризации и более справедливом распределении долей и ролей. Гон хотел совсем другого, а именно полного слияния Nissan и Renault, за что был свергнут японцами с поста руководителя альянса и оказался в токийской тюрьме в связи с десятками уголовных обвинений в растрате и злоупотреблении служебными полномочиями (к слову, ни один эпизод пока не доказан).
Сразу после ареста Гона в ноябре прошлого года французский Минфин занял соглашательскую или, как теперь модно говорить, политкорректную позицию, то есть стал покровительствовать Ниссану, чтобы сохранить альянс и не ввергать Renault в кризис из-за возможного скандального разрыва. Японцам пообещали пересмотреть роль в альянсе и дать больше рычагов управления. Это, однако, не совпадало с интересами Renault, чьё руководство с начала весны вело переговоры с FCA о слиянии, как с более перспективным и сговорчивым партнёром. О контурах сделки было объявлено в конце мая, и Ниссану в ней отводилась скромная роль компании-сателлита, что японцам очень не понравилось. Ниссановские начальники заняли позицию обиженных, и французский Минфин опять за них вступился, потребовав учесть интересы Ниссана в сделке FCA и Renault. FCA получать в нагрузку к Renault ещё и Nissan категорически отказался и отозвал своё предложение о слиянии.
Несмотря на срыв «свадьбы», FCA и Renault всё-таки продолжили переговоры о возможном союзе, поскольку перспективы у него очень хорошие, а упёртость ниссановцев уже порядком утомила руководство Renault – ясно, что дальнейшая совместная жизнь с Nissan будет в тягость и пора выходить из деградировавших отношений. Газета The Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщила, что Renault хочет продать часть акции Nissan, чтобы сделать альянс более сбалансированным. Проще говоря, Renault хочет добровольно отдать власть, чтобы лишить японских начальников почвы для упрёков. Переформатирование альянса, о котором может быть объявлено уже в сентябре, развяжет руки Renault и позволит возобновить переговоры с FCA о слиянии.
Между тем время играет против Nissan: без Карлоса Гона дела пошли плохо, последний квартальный отчёт свидетельствует о предкризисном состоянии, и уже к концу года японская компания рискует получить статус убыточной, что резко ослабит её позиции в торговле с Renault. Даже французскому правительству, рьяно защищающему всех обиженных иностранцев, от мигрантов до глав корпораций, будет сложно объяснить, зачем они за уши притягивают к Renault убыточного партнёра и мешают ей самой определять свою судьбу.
Исполнительный директор FCA Майк Мэнли тем временем в интервью СМИ заявляет, что итало-американская корпорация открыта и для новых предложений, то есть сотрудничества с другими фирмами, намекая, что на Renault свет клином не сошёлся, и побуждая французских чиновников шевелиться более активно. В ожидании новых союзов FCA вынуждена самостоятельно развивать свои кризисные бренды – в частности Fiat и Maserati. По обеим маркам весть вполне вменяемая стратегия, и даже дышащая на ладан Lancia может остаться в строю.
Оставить комментарий